Обычно люди занимаются продвижением одного сайта.
Однако, опыт показывает, что продвижение сразу сетки сайтов сказывается положительным образом, как на бюджете, так и на суммарной посещаемости и тагетированности аудитории. Если человек хочет заказать ремонт ботинок, то сайт по ремонту ботинок будет для него привлекательнее и релевантнее его ожиданиям, чем сайт, посвященный всевозможным вопросам по обуви.
Это не всегда справедливое утверждение и есть много нюансов, которые мы постараемся рассмотерть ниже.

Построение сетки под продвижение — значительный труд, который прежде всего упирается в контентную составляющую. Не всегда легко собрать нужную информацию даже для одного сайта, что же говорить о целой группе. Так что такой вариант продвижения больше подойдет тем компаниям, которые имеют в штате сотрудника или группу сотрудников, способную не просто построить сеть сателлитов вокруг основного сайта, но сделать жизнеспособную слинкованную сеть по разным областям деятельности компании.

Чтобы оценить необходимость построения сети, надо определить с ядром запросов. Наибольшие показания к разбиению на группу сайтов дает деятельность компании в нескольких регионах или даже странах. Или несколько языков повествования. Два сайта отдельно на русском и английском будут давать суммарную непересекающуюся аудиторию больше, чем если бы зеркала были в рамках одного сайта. Аналогичный подход, если компания действует в регионе со слабой конкуренцией по запросу и одновременно вторгается в регион с сильной конкуренцией. Логичным выглядит создание отдельных страниц с описанием деятельности в каждом из регионов, но каталог остается один, да и в условиях слабого бюджета трудно добиться качественных и стабильных результатов в обоих регионах.

С другой стороны, после разбиения на два сайта — в слабом регионе свой сайт получает рейтинг быстрее и с минимальным бюджетом, а в сильном — продвижению сайта не мешают позиции сайта в слабом.

Можно проводить разбиение и про группам товаров, но оно не всегда оправдано. Чаще всего компания выпускает родственные группы, продвижение по которым будет дополнять друг друга. Однако, если группы товаров по смыслу и применению разнятся, возможно имеет смысл сделать отдельный сайт по каждой из групп. Например, приведенный выше пример с обувью не самый лучший вариант, но один из моих клиентов продает оборудование для швейной промышленности и одновременно столбики ограждения для дорог. Это непересекающиеся группы и вполне вероятно, что продвижение по каждой из групп мешает друг другу даже в случае разделения напора по разным страницам на сайте (столбики продвигаются на своей странице, оборудование на своей).

Для создания сетки делается несколько сайтов. Можно делать их в одном дизайне, можно в разных. С точки зрения продаж и единой концепции я предпочитаю работать в одном дизайне — люди больше доверяют большим сетевым компаниям, чем группе компаний (а именно такое будет ощущение от разного стиля в оформлении).

Каждый из сайтов наполняется разным тематическим контентом. Желательно не иметь единого сайта, где этот контент будет приведен суммарно — это убъет частично продвижение отдельных сайтов, а суммарный сайт по всем наборам кеев высокий позиций тоже не добьется. Да и просто даже незначительное дублирование контента — не лучший вариант для сайтов, которые вы продвигаете.

Сайты  нужно слинковывать. Я предпочитаю линкование сквозными ссылками в верхней части сайтов. Оптимальное, если анкор — это базовый запрос для акцептора. Но можно и через картинки линковать.

Такая линковка приводит к перетеканию веса от ссылочного. Допустим, вы накачиваете сайт 1 ссылочным. А сайты 2, 3 и 4 отрабатываются по неконкурентным НЧ. Вес и рейтинг сайта 1 растет, ссылка с него не равна ссылкам на него с 2, 3 и 4, поэтому ссылка с 1 на 2 будет давать больше веса на 2, чем ссылка с 2 на 1, и соответственно 2 будет расти в серпе по своим запросам. Таким образом, через накачку части сайтов можно держать в топе сразу группу сайтов, но каждый по своим запросам и минимальными средствами.

Продвижение каждого сайта по отдельности выглядит так же, как и продвижение любого отдельного сайта: наращивание ссылочного и внутренняя оптимизация. В качестве дополнительного линкатора между сайтами сети, можно слинковывать некоторые материалы (статьи, карточки) между собой. Например, ссылки на похожие материалы или дополнительную информацию.

Побочным продуктом такой линковки является естественный прирост тИЦ. Конечно, для продвижения он не сильно важен, но сам факт признания такой работы тематическим линкованием со стороны яндекса — важный факт. Т.е. с 3-5 сквозных ссылок можно получить тИЦ10-20.

Естественно, что попытка продавать с такой сетки ссылки фатальна: сайты или попадут под фильтр или будут забанены. Нет никакого сомнения, что яндекс видит такую группу сайтов, как сетку, но пока она не нарушает правила поиска, то и меры воздействия не будут к ней применяться. А вот дополнительные бонусы за домен и тагетированию на узкой группе запроса в рамках одного домена будут начисляться. Т.е. построение подобной сетки можно рассматривать только как вариант бюджетного продвижения.

Сама эффективность такого продвижения подтверждается тем фактом, что в нише туризма, где у нашей компании наиболее развитая сеть собственных сайтов, за последние полтора года все ведущие конкуренты продублировали эту стратегию, разделив свои сайты на группу. Однако, почти все допустили уже упомянутую ошибку — оставили базовый сайт с полной информацией, благодаря чему дополнительные сайты получились просто клонами со своим, а зачастую и вовсе копированным дизайном.

Еще одна опасность заключается в фильтрации. Вполне вероятно, что вы уже сталкивались с фильтрами вроде «Я последний». В случае с отдельными сайтами вы получаете фильтр только на него, в случае сетки есть большая вероятность утопить всю сетку. Хотя на практике я еще ни разу с этим не встречался, хотя по отдельности ряд сайтов у меня фильтровали.

Одним же из преимуществ данной методики является ее относительная редкость. Компаниям-оптимизаторам интереснее работать с одним сайтом, компаниям владельцам неинтересно создавать сеть сайтов, если в штате нет веб-отдела — тратить значительные средства на создание дополнительных сайтов и их продвижение на базе аутсорсинга компании чаще всего не готовы или не видят надобности.

В завершение небольшая и грустная история.
Одна компания создала под деятельность сайт, ее компания-филиал в другом городе обратилась к нам с целью продвижения их в Интернете. Наиболее интересной возможностью было признано создание дополнительного создания web сайта, что и было сделано. Уже в первый месяц стали поступать заявки. Однако, на совещании в головной компании было принято решение закрыть дополнительный сайт. И было два сайта для разных городов, а стал один но без прежних результатов.