МОСКВА, 19 апр — РИА Новости, Дмитрий Филонов, Алина Гайнуллина. Законодательное регулирование интернета и бизнес в глобальной сети второй год подряд были главными темами на крупнейшей российской интернет-конференции РИФ+КИБ 2013, которая прошла со среды по пятницу в Подмосковье.

Digit.ru — IT-портал Группы сайтов РИА Новости >>

Нынешняя конференция РИФ+КИБ 2013 стала уже семнадцатой. Традиционно сюда съезжаются ведущие отраслевые эксперты, представители государственных структур и крупнейших компаний.

Темы законодательного регулирования интернета и улучшения условий для электронной коммерции в России первым в своем выступлении затронул министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Он призвал участников отрасли не воспринимать негативно термин «регулирование» и вести конструктивный диалог с законодателями.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев опубликовал свое обращение к участникам РИФ+КИБ 2013 на Facebook. В частности, он отметил, что благодаря интернету и социальным сетям расширяется участие граждан в решении важнейших вопросов, которые стоят перед страной, а власть становится более открытой и прозрачной.

Старая песня про новые законы

Участники Интернет-конференции РИФ+КИБ 2013

В ходе секций об интернет-законодательстве эксперты обсудили как уже принятые законы, так и только разрабатываемые. Как отметил глава комиссии по правовым вопросам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Михаил Якушев, в последнее время заметно увеличилось число проектов законодательных актов, касающихся интернета. При этом многие из них способны в случае принятия ухудшить положение в отрасли. По словам экспертов, негативного влияния можно избежать, если перед принятием законов проводить своевременные обсуждения с представителями отрасли.

Согласно статистике РАЭК, число российских законопроектов об интернете, получающих отрицательную оценку со стороны экспертов, увеличилось в 2,5 раза с начала 2012 года. Так, за первое полугодие 2012 года в Госдуму РФ были внесены 13 законопроектов об интернет-сфере. Из них пять инициатив получили положительную оценку, четыре — нейтральную, а четыре — отрицательную. За первые три месяца 2013 года в Госдуму были внесены 16 законопроектов, из которых десять получили отрицательную экспертную оценку.

На конференции обсуждался законопроект об ответственности информационных посредников (сайтов, интернет-СМИ и т.д.) за пользовательский контент. Законопроект, в частности, определит, как именно технологически, нормативно и административно будет реализована система уведомлений госорганами владельцев интернет-площадок о недопустимом пользовательском контенте. Как заявила представитель Минкомсвязи РФ Екатерина Ларина, в ближайшее время ведомство выложит в интернет текст законопроекта для общественного обсуждения.

Рунет растет

Многие выступавшие упоминали в докладах активный рост рунета по всем базовым показателям — финансам, аудитории, времени нахождения пользователей в сети. Доступ к интернету уже имеют более 55% населения России (около 65 миллионов человек), а свыше миллиона пользователей выходят в сеть исключительно с мобильных устройств. При этом директор РАЭК Сергей Плуготаренко отметил, что российские пользователи проводят онлайн около 100 минут в день, что делает их одной из самых вовлеченных интернет-аудиторий мира.

В то же время, проблема цифрового неравенства сохраняется в России. Как заявил Никифоров, Минкомсвязь планирует субсидировать операторов связи, которым невыгодно работать в ряде регионов России. Средства на финансирование будут браться из фонда универсальных услуг связи (12 миллиардов рублей) и платы за радиочастотный спектр (16 миллиардов рублей).

При этом министр считает, что в будущем Россия способна выйти в топ-20 стран по уровню развития информационного общества. Никифоров призвал отрасль установить высокую планку темпов роста российской интернет-экономики, которые, по его словам, могут ежегодно в три раза опережать темпы роста ВВП страны.

Битва за рекламодателей

Интернет-экономика и зависимые отрасли уже сейчас вносят ощутимый вклад в экономику России, который оценивается в 4,6% ВВП. По итогам прошлого года рынок электронной коммерции в России оценен РАЭК в 400 миллиардов рублей, а рынок интернет-рекламы — в 56 миллиардов рублей.

Бурный рост рунета приводит и к нарастающей конкуренции за рекламный рынок «титанов» индустрии — национальных площадок «Яндекс» и Mail.Ru и глобальных Google и Facebook. В то же время, рекламные дискуссии вращались на конференции скорее вокруг монетизации существующих технологий — таргетинга и персонализации, соцсетей и видеорекламы, — чем вокруг принципиально инновационных направлений рекламы.

Так, Google повышает привлекательность своей площадки для российских рекламодателей снижением стоимости «кликов» и системой RTB-аукционов. Facebook делает упор на «социальную рекламу» и органичное встраивание брендов в общение пользователей. «Яндекс» делает ставку на аукционы и персонализацию рекламы, экспериментирует с геозависимыми и мобильными продуктами. По прогнозу вице-президента «Ростелекома» Алексея Басова, в 2013 году битва игроков рынка интернет-рекламы будет идти именно на мобильном рынке. В свою очередь, Mail.Ru Group намерена повышать эффективность рекламы за счет комбинаций технологий таргетинга.

Как заявили эксперты на РИФ+КИБ 2013, в России стали активнее использовать безналичные платежи, в частности, электронные деньги. Сервисами, подобными «Яндекс.Деньги» или WebMoney, хотя бы раз в полгода пользуются около трети жителей крупных городов России. В развитии рынка безналичных платежей заинтересовано государство — по словам главы департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ Алексея Козырева, эти сервисы принципиальны для системы электронных госуслуг.

«Социальные» новости

На РИФ+КИБ 2013 вновь поднималась тема взаимодействия СМИ и социальных сетей, однако обсуждалась она уже не так горячо, как еще пару лет назад. Дискуссии показали, что российские игроки медиаиндустрии перешли от стадии размышлений «идти-не идти в соцсети» к осознанному использованию онлайн-площадок, причем зачастую как отдельных медиаресурсов.

Приветствие Медведева участникам РИФ+КИБ зачитали с мобильного телефона

Так, отдельным информационно-развлекательным продуктом главный редактор Lenta.ru Галина Тимченко назвала аккаунты издания в соцсетях. По ее словам, главным показателем успеха СМИ в соцсетях является не число пользователей в группах, а переходы на сайт и активность — ретвиты, репосты и обсуждения. По словам Тимченко, проблема «социализации» новостей — то, что зависимость трафика от соцсетей делает СМИ уязвимыми. Кроме того, падает «глубина» просмотра — читатель лишь мельком проглядывает материалы.

Главным преимуществом так называемого UGC — новостного контента от пользователей, главный редактор проекта гражданской журналистики PublicPost.ru Наргиз Асадова назвала доверие к блогерам. Однако, отмечает она, проблемами UGC-проектов зачастую является желание пользователей оставаться анонимными, а также предоставлять материалы лишь на платной основе.

Говоря о векторах развития российских новостных ресурсов, Дмитрий Степанов из «Афиши-Рамблер» выделил три взаимосвязанных направления — персонализированный контент, рекомендации и релевантная реклама.

Также на конференции обсуждалась тема взаимодействия спортивных СМИ и организаций с социальными сетями. На секции, которую организовало агентство РИА Новости, представители СМИ и спортивных клубов обсудили способы работы с соцсетями и общения с болельщиками, методы монетизации спортивного контента, опыт работы в ходе крупных спортивных событий.

По мнению экспертов, спортивные СМИ должны стать «вторым экраном» для болельщиков, предоставляя им дополнительную информацию непосредственно во время спортивного события через различные каналы — свой сайт, соцсети и прочее. При этом СМИ должно воспринимать себя не просто сайтом, а поставщиком контента. По словам руководителя Sports.ru Дмитрия Навоши, о необходимости выступать в роли «второго экрана» свидетельствует то, что пики посещаемости сайта Sports.ru совпадают с расписанием спортивных событий.

Директор интернет и мультимедиа проектов РИА Новости Ирина Кедровская рассказала о широкой линейке форматов и платформ, которые РИА Новости запускает специально к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи. По ее словам, агентство планирует использовать различные каналы дистрибуции контента — спецпроекты на сайтах Р-Спорт и Ria.ru, мобильные приложения, несколько видов интерактивного видео, где на поток видео накладываются различные мультимедийные слои (текст с фото, графика). Кроме того, РИА Новости создаст спецпроекты в своих официальных каналах в соцсетях. Таким образом, информация о Зимних Играх будет доступна на всех носителях и на всех площадках.