Благодаря точно составленной бизнес-модели за три десятка лет канадская цирковая труппа Cirque du Soleil превратилась в лидера шоу-бизнеса с миллиардным оборотом, создающего уникальные шоу, по стоимости сравнимые с голливудскими блокбастерами, — пишет Оксана Мамченкова в № 17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года.

История Cirque du Solei l — яркий пример того, как страсть одного азартного человека к путешествиям и зрелищам может превратить небольшую труппу странствующих артистов в транснациональную компанию с годовым оборотом $ 1 млрд.

В 1984 году 25-летний канадец Ги Лалиберте, ходулист и глотатель огня, объединивший вокруг себя несколько десятков единомышленников, сумел заключить с правительством своей страны миллионный контракт на создание шоу. Результатом сделки стало Le Grand Show — первое представление Cirque du Soleil, с которым он в течение года объездил несколько провинций Канады.

К 2013-му Лалиберте из предводителя странствующего цирка превратился в успешного собственника одной из крупнейших цирковых компаний мира, а также нажил капитал, который журнал Forbes оценивает в $ 1,8 млрд. Зрителями его детища стали 100 млн человек более чем в 40 странах.

В мае его цирк представит очередную премьеру в Лас-Вегасе — посвященное американскому поп-королю Майклу Джексону шоу Michael Jackson: One. Официальная информация о бюджете представления не разглашается. Известно лишь, что суммарная стоимость программы, а также третий год успешно путешествующего по миру шоу Michael Jackson: The Immortal World Tour достигает $ 250 млн.

Cirque du Soleil сознательно отказался участвовать в конкурентной борьбе в рамках существующих ниш и придумал собственную, балансирующую на грани между цирком, мюзиклом и театром

Такими деньгами даже в расточительном шоу-бизнесе мало кто швыряется. Для сравнения: почти такую же баснословную сумму потратил режиссер Джеймс Кэмерон на производство одного из самых дорогих фильмов в истории человечества, фантастического блокбастера 2009 года Аватар.

У Чан Ким, профессор и завкафедрой стратегического менеджмента бизнес-школы Insead (Франция), неизменный участник Международного экономического форума в Давосе, в своем исследовании Стратегия голубого океана пишет о детище Лалиберте как об успешной бизнес-модели. По его мнению, Cirque du Soleil сознательно отказался участвовать в конкурентной борьбе в рамках существующих ниш и придумал собственную, балансирующую на грани между цирком, мюзиклом и театром.

“Он [Cirque du Soleil] переформулировал саму проблему [спроса и предложения в данной сфере], предложив публике удовольствие и острые ощущения, присущие традиционному цирку, и вместе с тем интеллектуальную искушенность и художественное богатство, свойственные театру”, — размышляет о новаторстве канадской компании эксперт.

В результате за годы существования под брендом Cirque du Soleil было создано 33 шоу, каждое из которых объединяло в себе акробатические трюки, клоунаду, танец, и все это в сопровождении исполняемой вживую музыки. Причем каждая программа построена вокруг определенной сюжетной линии, связывающей все элементы шоу в единое целое.

Крейг Кохон, вице-президент Cirque du Soleil, объясняет его многолетний успех у зрителей тем, что на выходе получается магия, помогающая на время забыть о повседневности.

“Это своего рода эскапизм, потому что на два часа тебя переносят в какое-то совершенно другое измерение, — описывает в разговоре с Корреспондентом происходящее на сцене Кохон. — Это сравнимо с ощущениями от действительно хорошего занятие любовьюа”.

Украинцам вновь предстоит пережить эти ощущения: во второй раз в своей истории Цирк Солнца (так переводится с французского Cirque du Soleil) приедет в Киев, где в июне даст 14 представлений.

Акробаты, клоуны и шатер

У служебного входа в спортивно-концертный комплекс латвийской столицы Арена Рига — 22 фуры. Столько машин потребовалось, чтобы привезти сценическое оборудование, костюмы и прочие детали, необходимые для гастролей Alegria, одного из наиболее старых шоу Cirque du Soleil, созданного еще в 1994 году. Всего через 12 часов монтажа сцена готова для представления. 55 задействованных в программе артистов участвуют в первой обязательной репетиции.

Через несколько дней, в течение которых труппа будет показывать здесь свою программу, сцену разберут и цирковая компания отправится в следующий город или страну. Именно Alegria в этом году Cirque du Soleil покажет и в украинской столице.

Теперь по миру одновременно путешествуют десять различных шоу этого бренда, бюджеты которых поражают воображение. Если для создания первого представления Лалиберте потребовалось около $ 1 млн, то теперь на некоторые из гастролирующих программ компания тратит по $ 40-50 млн.

Если для создания первого представления Лалиберте потребовалось около $ 1 млн, то теперь на некоторые из гастролирующих программ компания тратит по $ 40-50 млн.

У стационарных шоу бюджеты еще больше. Например, Ка, программа 2005 года, базирующаяся в развлекательном комплексе Лас-Вегаса MGM Grand и повествующая о борьбе за власть в вымышленной империи, по затратам обогнала самый дорогой в истории бродвейский мюзикл — Человек-паук (2011). На создание Ка было потрачено $ 165 млн, в том числе $ 135 млн пошли на возведение отдельного театра с движущимися платформами вместо сцены. В то время как постановка комикса потребовала $ 70 млн.

По мнению профессора У Чан Кима, успех цирка определили несколько решений, принятых основателями бизнеса в самом начале деятельности. Канадцы оставили три элемента, создающие химию любого цирка, — акробатов, клоунов и шатер для выступлений. Добавили к ним позаимствованные у театра сюжет, музыку и танец. Кроме того, для каждого шоу стали выдумывать новый язык (состоящий из смеси уже существующих), чтобы снять любые ограничения для восприятия.

Отказ от участия животных, а также цирковых звезд позволил на первых порах значительно снизить стоимость постановки, а значит, и цену входного билета. Если вход в зал бродвейского театра стоил в начале 1990-х порядка $ 40-60, то средняя цена билета в Cirque du Sloleil не превышала тогда $ 23.

Впрочем, отсутствие промокампании плохо сказалось на гастролях первых лет, и тогда Лалиберте обратился к рекламе. А когда в 1987-м Cirque du Soleil отправился на фестиваль циркового искусства в Лос-Анджелес, находчивый канадец позаботился о том, чтобы обеспечить своему шоу достойное информационное сопровождение.

Ка, программа 2005 года, базирующаяся в развлекательном комплексе Лас-Вегаса MGM Grand и повествующая о борьбе за власть в вымышленной империи, по затратам обогнала самый дорогой в истории бродвейский мюзикл — Человек-паук (2011).

“Компания была в таком состоянии, что если бы поездка в Лос-Анджелесе не увенчалась успехом, цирка бы не было”, — объясняет Корреспонденту поворотный момент в истории предприятия Финн Тейлор, старший вицепрезидент по гастрольным шоу Cirque du Soleil. Дело в том, что у труппы тогда были средства на билеты лишь в один конец. Не будь выступление горячо встречено зрителями, артистам не за что было бы вернуться домой.

Другим решающим событием стала премьера шоу Mystere в Лас-Вегасе 1993 года, положившая начало постоянному присутствию канадских артистов в этой мировой столице развлечений. Наличие резиденции в игорном центре США открыло дорогу к большим бюджетам, а продолжение гастрольной деятельности приносило стабильный доход от зрителей разных стран.

Если в 1994-м представления цирка посмотрели 1 млн зрителей, то в 2012-м в мире было продано 14,2 млн билетов.

Цирковой интернационал

В Цирке Солнца сегодня работают 1.300 артистов более чем из 50 стран, и около трети — выходцы из государств бывшего Советского Союза. Сами артисты объясняют такое соотношение хорошей выучкой и особой выносливостью, которой отличаются воспитанники цирковых и спортивных школ этой части мира.

Представители Cirque du Soleil проводят регулярные кастинги в разных уголках планеты, сотрудничая как с эстрадно-цирковыми учебными заведениями, так и со спортивными объединениями. После подписания контракта большинство новоиспеченных артистов цирка отправляются в центральный офис компании, расположенный в Монреале, где на протяжении нескольких недель проходят специальную программу обучения, рассказывает Корреспонденту украинец Денис Толстов, на протяжении последних десяти лет выступающий в шоу Alegria в качестве эквилибриста на опорах.

“Приезжаешь туда, и тебе начинают рассказывать, что ты будешь делать, дают музыку, шьют костюм под тебя, учат накладывать грим”, — вспоминает Толстов свой двухмесячный монреальский тренинг.

В Цирке Солнца сегодня работают 1.300 артистов более чем из 50 стран, и около трети — выходцы из государств бывшего Советского Союза

Особое внимание уделяется актерскому мастерству, что нелегко дается некоторым артистам со спортивным прошлым. “Процесс очень трудоемкий, забирает много сил, — признается акробат. — Но это здорово”.

Теперь Толстов ежегодно участвует более чем в 300 выступлениях шоу и шутит, что легче назвать страны, где он пока не был, чем те, что уже успел посетить. Артист регулярно наведывается в родной Киев, а на заработанные за годы упорного труда деньги купил здесь две квартиры — себе и родителям.

Коллега Толстова по шоу, канадский акробат Марк Майлер, пятый год работающий в Alegria, в беседе с изданием подытоживает взаимовыгодные отношения между артистами и их работодателем: “получаем все лучшее в мире — лучшие отели, путешествия, еду просто фантастическую. Но и взамен от нас ожидают выдающихся выступлений. Они дают много, но и многого требуют”.

Раздвинуть границы

Большинство постановок Cirque du Soleil оказались успешными. Аудитория Alegria, наиболее старой из гастролирующих на сегодняшний день программ, составила рекордные 14 млн человек.

Хотя не каждому шоу посчастливилось пережить триумф. К примеру, провалом обернулась состоявшаяся в 2009 году в Чикаго премьера проекта Banana Shpeel, в котором цирк впервые рискнул сделать основательный крен в сторону театра. Постановка вызвала недоумение у критиков и не была понята публикой. Спустя год после старта представление стало историей.

Среди новых территорий, не освоенных конкурентами, Тейлор называет создание ночных клубов, где артистические наработки Cirque du Soleil обретут новый смысл и станут интерактивными

“Этот опыт показал, что компания до сих пор готова рисковать, идти в прежде неведомые сферы”, — воодушевленно говорит о былой неудаче Тейлор. По мнению руководителя гастрольных шоу Cirque du Soleil, предприятие избежало соблазна почивать на лаврах, наслаждаясь результатами былых побед.

Также менеджер уверен, что поражение не остановит цирк перед дальнейшими экспериментами, ведь технологии не стоят на месте, а театральная составляющая по-прежнему интересна зрителю.

Среди новых территорий, не освоенных конкурентами, Тейлор называет создание ночных клубов, где артистические наработки Cirque du Soleil обретут новый смысл и станут интерактивными. И уже в мае такой клуб под брендом цирка откроется в Лас-Вегасе. Ключ, открывающий путь к будущим свершениям, — в неуемном труде и открытости навстречу всему новому, вторит коллеге Кохон. Он формулирует собственный план действий: “Никогда не успокаиваться, всегда пытаться раздвинуть границы, никогда не отсиживаться на собственной заднице».

***

Этот материал опубликован в №17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.