Социальными сетями как важным каналом влияния на избирателей пренебрегать не стоит. Об этом знают кандидаты в канцлеры ФРГ. Но кто создает им имидж в Сети, не признающей иерархий?

«Я уже предвкушаю великолепный футбольный вечер, — «твитнула» Ангела Меркель накануне финального матча Лиги чемпионов, в котором «Бавария» играла с «Боруссией» из Дортмунда. — Ясно одно: выиграет Германия. И это прекрасно». То, что канцлер ФРГ неравнодушна к футболу, — факт известный. И ее личное присутствие на лондонском стадионе «Уэмбли», где проходил финал, никого не удивило. Ради футбола Меркель готова появиться даже там, где ее обычно не встретишь: в социальных сетях. А, впрочем, только ли ради футбола?

Интернет играет для политиков все более важную роль

В роли как лидера Христианско-демократического союза (ХДС), так и канцлера ФРГ, Ангелу Меркель в виртуальном пространстве сопровождает целая свита сетевых помощников. За страничку канцлера в Facebook отвечает пресс-служба ХДС, а в Twitter — ее доверенное лицо, официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт (Steffen Seibert).

То, что Меркель редко выходит в Сеть сама — «вопрос нехватки времени», объясняет Аксель Боймер (Axel B?umer) из пресс-службы ХДС. «При таком насыщенном графике едва ли возможно постоянно находиться в интернете», — говорит он. Тем не менее канцлер живо интересуется тем, что происходит в виртуальном пространстве.

Да и в предвыборной деятельности других членов ее партии интернет играет все более важную роль. «Для нас социальные сети — далеко не терра инкогнита», — подчеркивает Боймер. По его словам, популяризация интернета и предоставление всеобщего доступа к нему является одним из приоритетов правительственной программы ХДС.

«Чик-чирик» от Меркель

52-летний Штеффен Зайберт, журналист и бывший телеведущий, теперь ведет миниблог @RegSprecher в Twitter как официальный представитель правительства ФРГ. Свыше 100 тысяч подписчиков он держит в курсе происходящего, публикуя четыре-пять «твитов» в день. Например, о встречах, законопроектах и решениях бундестага.

«В Twitter сегодня представлены все — Белый дом, Елисейский дворец, Даунинг-стрит, Кремль и даже Ватикан», — заявил Зайберт в свое время на конференции блоггеров re:publica. То, что Ангела Меркель и ее правительство тоже должны присоединиться к этой компании, он понял в начале 2011 года. Обсудил вопрос с канцлером, получил добро и взялся за дело.

Интернет-сообщество как целевая группа

Twitter — лучший барометр общественных настроений, убежден Штеффен Зайберт. Его начальнице тоже нравится то, насколько оперативно в Сети можно понять, куда ветер дует. Меркель и Зайберт постоянно общаются, так что канцлер всегда в курсе того, что творится на бескрайних просторах интернета.

Ангеле Меркель и ее команде прекрасно известно, что интернет-сообщество не представляет собой репрезентативный срез общества в целом — для этого оно еще слишком мало. Мало, да удало, уверен Зайберт. «Если в Twitter уже общаются сотни тысяч человек, явно восприимчивых в том числе и к политической информации, я стараюсь достучаться и до них», — отмечает он.

И для разнообразия постит среди протокольных «твитов» такой: «Мои поздравления «Баварии»! И всему немецкому футболу, который может гордиться двумя командами мирового класса — из Мюнхена и Дортмунда».

Соперники тоже «почирикивают»

Футбол объединяет и приводит политиков и народ к общему знаменателю — так же, как и социальные сети. Поэтому и главный соперник Ангелы Меркель, кандидат в канцлеры от социал-демократов Пер Штайнбрюк (Peer Steinbr?ck), во время финала Лиги Чемпионов не удержался и «расчирикался» в Twitter.

Но у него особый стиль: Штайнбрюк публикует фотографии: собственный портрет, на котором он с фанатским шарфом «Боруссии», фото входного билета на публичный просмотр матча — с комментарием владельца. «Классный финал! Жалко «Боруссию». Поздравляю «Баварию», — написано на билете от руки.

Такой стиль особенно нравится интернет-политтехнологу Пера Штайнбрюка Геше Йоост (Gesche Joost). «Мне эта идея сразу показалась очень уместной», — замечает она с улыбкой в интервью DW. Йоост недавно вошла в команду экспертов Штайнбрюка, которые консультируют кандидата в канцлеры в ходе предвыборной кампании по всем важным для СДПГ темам.

К ним относится и медиаполитика в Сети. Социал-демократы, как и ХДС, держат нос по ветру и пытаются через интернет-сообщества достучаться до новых электоральных групп. Приоритеты Геше Йоост — сетевой нейтралитет и всеобщая доступность интернета.

Медиаполитика в соцсетях: все интереснее и интереснее

Новый консультант кандидата в канцлеры Геше Йоост преподает дизайн в Университете искусств (Universit?t der K?nste) в Берлине. Сама себя она называет «исследовательницей взаимодействия человека и машины» и добавляет, что интернет всегда был для нее увлекательной темой.

«С самого начала с ним было связано столько светлых помыслов. Уже тогда на него возлагали надежды как на пространство демократии и всеобщего участия в политическом процессе, где каждый может проявить себя, — указывает Йоост. — И сегодня это постепенно претворяется в жизнь. Единственное, что нам нужно обеспечить, — создание соответствующих условий».

Тот факт, что Пер Штайнбрюк создал целый отдел по вопросам медиаполитики в социальных сетях, 39-летняя Йоост считает огромным достижением и сигналом растущего значения политических технологий в Сети. Разумеется, пока неизвестно, кто победит на парламентских выборах, и будет ли в ФРГ создано специальное министерство по вопросам сетевой политики. Геше Йоост прилагает все усилия для популяризации этой идеи: «И если мне предложат поучаствовать в новом проекте, я буду в первых рядах».