В начале июня Фонд госимущества представил на Комитете экономической политики Верховной рады свой отчет о результатах приватизации за 2012 год. Данный документ на заседании был принят единогласно, так как ФГИУ по одним пунктам практически выполняет план приватизации, а по другим – даже перевыполняет. В итоговых показателях 2012 года разбирался «Обозреватель».

Картинка полна оптимизма

Минувший год для специалистов Фонда госимущества оказался плодотворным, так как план по наполнению бюджета за счет приватизации государственных объектов, был выполнен почти в полном объеме. Согласно отчету ФГИУ, всего в 2012 году в госказну поступило 8,3 млн. гривен, что составило почти 76% от установленного властями уровня сборов – в размере 11,1 млрд. грн. Однако в декабре-2012 Кабмин своим решением №1050-р снизил данную планку до 7 млрд. грн., что в итоге позволило Фонду выполнить приватизационный план на 97%.

В целом, почти 100% выполнение приватизационного плана стало возможным благодаря улучшению системы работы Фонда госимущества, считает глава ФГИУ Александр Рябченко. Этому способствовало, в частности, принятие Закона «О Фонде госимущества» и утверждение новой программы приватизации на 2012-2014 годы. В рамках этих документов  теперь усовершенствован порядок подготовки гособъектов к приватизации, урегулированы правила проведения конкурсов, улучшена структура полномочий и обязанностей работников Фонда госимущества с другими ведомствами и т.д.

«Все это позволило снизить уровень бюрократизации в процессе приватизации объектов государственной собственности. Кроме того, стали значительно короче сроки проведения конкурсов. Надо сказать, эти достижения можно считать существенным плюсом, так как раньше был более проблемным вопрос привлечения инвестиций со стороны возможных покупателей», – отметил на заседании Комитета экономической политики ВР глава ФГИУ Александр Рябченко.

Одним из интересных нововведений в работе Фонда госимущества можно считать организацию прямых трансляций с проведений конкурсов по приватизации. Если раньше на такие мероприятия приглашали журналистов а также представителей конкурсантов и порядок проведения приватизации тех или иных объектов не был доступен всем интересующимся гражданам, то теперь вся процедура не только транслируется он-лайн, но также доступна и в архивном варианте, даже если речь идет о проведении приватизационных конкурсов, например, годовой давности.

«Сначала на конкурсную комиссию приносят запечатанный прозрачный ящик, там же рассматривают пакеты с предложениями. В итоге лучшее конкурсное предложение с интересными инвестиционными планами и наиболее высокой ценой за объект выигрывает. Все это транслируется в прямом эфире, что позволяет сделать организацию конкурса максимально прозрачной. И если кто-то недоволен итогами какого-либо конкурса и хочет проверить, как он проходил, может посмотреть соответствующее видео на сайте», — пояснил Рябченко.

О чем говорят цифры

Теперь остановимся детальнее на показателях приватизации за минувший год. Как показывает статистика, в 2012-м Фонд госимущества на конкурсах реализовал наибольшее количество пакетов акций гособъектов, по сравнению с предыдущими годами.

В частности, самые крупные сделки, осуществленные на конкурсной основе, в 2012 году коснулись нижеследующих предприятий.

Не хуже в 2012 году оказался и уровень продаж пакетов акций объектов госимущества, реализованного ФГИУ на фондовом рынке. Биржевые результаты в минувшем году оказались несколько выше, нежели в предыдущие пять лет.

В этой связи стоит упомянуть перечень наиболее крупных объектов, реализованных на фондовой бирже в 2012 году. Эти данные представлены в следующей таблице.

Надо сказать, Фонд госимущества не только продает госимущество, но также сдает отдельные объекты в аренду. Из представленной ниже таблицы становится понятно, что здесь ФГИУ каждый год перевыполняет бюджетные показатели по наполнению бюджета.

Стоит добавить, что в 2012 году ФГИУ также добилось погашения задолженности от арендаторов на сумму 18,422 млн. грн. Кроме того, в госбюджет было перенаправлено 5,193 млн. гривен штрафных санкций, в рамках заключенных договоров аренды.

И еще один показатель по наполнению госказны – полученные дивиденды, которые были начислены на акции (части, паи) предприятий, находящихся в госсобственности. Доходность этой статьи за минувшие годы можно изучить в таблице.

Нужна ли приватизация

По мнению главы ФГИУ Александра Рябченко, приватизация гособъектов должна идти не по принципу: «кто больше заплатил, тот и купил» или «не только выполним, но и перевыполним план». Ключевыми в данном вопросе являются понятия грамотного хозяина и эффективных инвестиций.

Именно поэтому реализуемые Фондом госимущества предприятий Рябченко условно делит на три группы.

Первое. Государственные объекты, которые не требуют особых инвестиций, но являются прибыльными. Например, «Турбоатом». «Да, этот объект есть в плане приватизации, но сегодня мы не видим необходимости его приватизировать. Однако если появится интересное предложение для этого предприятия, безусловно, оно будет рассмотрено», — говорит глава Фонда госимущества.

Второе. Гособъекты, которые понемногу приходят в упадок. И поэтому чтобы не потерять и само предприятие, и рабочие места, и социальную инфраструктуру,  необходимо вовремя найти ему эффективного инвестора. В данном случае Рябченко привел в пример «Полтавский завод газоразрядных ламп». «В свое время два мировых гиганта, если не ошибаюсь, «Сименс» и Дженерал электрик» хотели инвестировать в предприятие серьезные средства и производить на его базе лампы. Обоим было отказано в приватизации. В итоге иностранные компании открыли свои предприятия по соседству: один —  в Польше, другой — в Венгрии. Теперь украинский рынок заполнен их продукцией, и кто от этого выиграл – явно не «Полтавский завод газоразрядных ламп», — обратил внимание глава Фонда госимущества.   

Третье. Те предприятия, которые еще работают, но видно, что через пару лет они начнут «хромать» и «приносить головную боль». По словам Александра Рябченко, «это значит, что им сейчас нужно искать инвестора, пока они не стали «плохими». Пример: областные энергокомпании, тепловая генерация.   

Если новый хозяин неэффективен

Вместе с тем, стоит отметить, что продажа госпредприятий в частные руки не означает, что объект не может быть возвращен назад — в госсобственность. Это может произойти, если новый собственник не выполняет обязательства, взятые на себя при покупке предприятий.

 «Мы очень жестко контролируем этот процесс. Здесь идет речь и о погашении задолженностей, и о развитии предприятий, и о социальных позициях. Если же новые владельцы не в состоянии справиться со своими обязанностями, ФГИУ имеет право вернуть такие предприятия назад в госсобственность и повторно реализовать пакеты акций. Так, по состоянию на 1 января 2013 года, в собственность государства было возвращено в общей сложности 303 предприятия. При этом 163 объекта из них были повторно проданы. Таким образом, по этой статье в бюджет поступило 98,64 млн. гривен», — прокомментировал ситуацию Рябченко.

По его словам, многие «проблемные» объекты, когда инвестор приобрел предприятие и не смог его «поставить на ноги», часто относятся к категории незавершенного строительства. Мол, когда покупал — были деньги; но грянул кризис или возникли другие проблемы и новый хозяин не рассчитал свои силы; в итоге план развития объекта оказался под вопросом.

«Иначе говоря, есть объективные причины повторного возврата предприятий в госсобственность. Это не оправдывает инвестора, но говорит о том, что повторная реализация недостроев может оказаться проблематичной», — обратил внимание Рябченко.

Малый и средний бизнес как инвестор?

Как отметил глава ФГИУ, сегодня в госсобственности имеется ряд предприятий, которые уже годами выставляются на приватизацию, но никто из инвесторов не заинтересован в таких приобретениях. «Возможно, цена завышена или предприятие не интересно с точки зрения вложения инвестиций, но факт остается фактом —  таким объектам нужен эффективный хозяин. Как решить данную проблему, пока трудно сказать. Одним из вариантов решения вопроса может стать система продаж по принципу понижения цены. Такой опыт есть за границей, в частности, в Германии», — отметил Рябченко.

Иначе говоря, изначально составляется перечень гособъектов, которые уже много лет не получается продать. Формируется базовое предложение стоимости каждого предприятие. И потом – с постепенным понижением цены – находится баланс между спросом и предложением, то есть рано или поздно находится покупатель для «проблемного» объекта.

«Эта система пока что пробуется, дорабатывается, так как у наших контролирующих органов могут быть вопросы к данной методике продаж. Но если эта система в будущем покажет свою эффективность, это позволит не только решить проблему поиска инвестора для объектов, которые уже несколько лет безрезультатно выставляются на приватизацию. Кроме того, станет реальным обеспечить вхождение в этот процесс в качестве инвестора представителей малого и среднего бизнеса, которые также могуит быть заинтересованы в реализации новых бизнес-идей», — считает Рябченко.