Крупнейшая украинская сеть гипермаркетов стройматериалов «Эпицентр» выходит в Россию. Ритейлер якобы планирует построить в течение десяти лет около 20 магазинов, инвестировав в них около $1,5 млрд. Формат «Эпицентра» может иметь успех в РФ, поскольку дефицит в крупных сетях строительных гипермаркетов испытывает даже Москва. Однако «Эпицентр» может столкнуться с проблемами поиска необходимых земельных участков, отмечают эксперты.

В одной из российских консалтинговых компаний подтвердили, что получили запрос от «Эпицентра» на поиск площадок в районе МКАДа для строительства торгового центра или готового объекта для покупки. «»Эпицентр» интересуется участками около 10 га, но готов также рассматривать варианты от 45 тыс. кв. м»,— уточняет собеседник.

О планах «Эпицентра» знают и в одной из DIY-сетей, работающих в России, пишет «Коммерсант-Украина».

«Компании будет непросто найти землю в Москве, но их решение начать со столицы понятно — тут наибольший дефицит DIY-магазинов крупного формата»,— отмечает член совета директоров «Корпорации СБР» (владеет сетью «Метрика») Алексей Иовлев.

Сейчас «Эпицентр» рассматривает пять земельных участков в Москве, а строительство первого гипермаркета начнется предположительно в феврале-марте 2014 года, утверждает собеседник в компании.

«Быстрее не получается — в России вопросы выделения земли и строительства решаются дольше, чем в Украине»,— поясняет он. Всего в течение десяти лет собственники сети планируют инвестировать порядка $1,5 млрд в строительство примерно 20 магазинов. Общая площадь торговых точек — 30-80 тыс. кв. м.

Управляющий директор ИК Dragon Capital (совладелец сети «Новая линия») Томаш Фиала называет заявленные планы вполне реалистичными. По его словам, «Эпицентр» — прибыльная сеть, которая сможет обеспечить развитие за счет собственных средств. «Однако думаю, что все же частично финансирование строительства пройдет за счет заемных средств. В России кредиты намного доступнее и дешевле, чем в Украине»,— добавляет он.

Участники российского рынка отмечают, что в стране сейчас нет компаний, работающих в том же формате, что и «Эпицентр». «Ассортимент классических гипермаркетов, работающих на рынке, составляет 35-55 тыс. товарных позиций, тогда как у «Эпицентра» он в разы больше (заявленный ассортимент 350 тыс. ед.—)»,— отмечает Алексей Иовлев. Крупнейшими игроками российского рынка являются международные сети Leroy Merlin, OBI, Castorama, а также локальные — «Максидом», «Петрович», «Метрика» и «Бауцентр».

С другой стороны, при развитии в Украине «Эпицентр» полагается, в том числе, и на административный ресурс, которым пока не располагает в России, отмечает один из участников украинского рынка. Александр Герега является народным депутатом (Партия регионов), а его супруга Галина Герега — секретарем Киевсовета. Алексей Иовлев считает, что «Эпицентр» затянул с выходом в Россию. «Десять лет для строительства 20 магазинов такого формата — это большой срок, учитывая, что европейские и российские ритейлеры интенсивно заполняют нишу DIY. Например, Leroy Merlin открывает в среднем по 7-10 магазинов в год. Наша сеть открыла в прошлом году 35 магазинов»,— отмечает господин Иовлев.