Немецкий медиаконцерн Bertelsmann и британский Pearson завершили слияние своих книгоиздательских подразделений, создав самое крупное книжное издательство в мире — Penguin Random House.

Контрольный пакет компании Penguin Random House сохранит за собой Bertelsmann (53%). В ней занято более 10 тыс. сотрудников, а годовая выручка равняется примерно 3 млрд евро. Британцы будут иметь в совместном издательстве 47%. Возглавит новую фирму Маркус Доле, который с 2008 года руководил «дочкой» Bertelsmann компанией Random House. До сего времени возглавлявший Penguin Джон Макинсон займет место председателя управляющего совета Penguin Random House, куда Bertelsmann делегирует пятерых, а Pearson — четверых своих представителей, пиешт РБК-daily.

Теперь в планах немцев и британцев осуществление совместных инвестиций на таких быстрорастущих рынках, как Китай, Индия или Бразилия, а также развитие новых бизнесов. Кроме того, сделка заметно укрепит позиции обоих медиаконцернов в конкурентной борьбе против конкурентов типа Amazon, Apple и Google, которые своими предложениями в Интернете отравляют жизнь традиционным книгоиздателям.

Штаб-квартира Penguin Random House разместится в Нью-Йорке. Отсюда будет осуществляться координация деятельности Random House и «дочки» Pearson — компании Penguin в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ЮАР, а также филиалов Penguin в Китае и издательств Random House в Испании и Латинской Америке. Ввиду того что вновь созданный книжный концерн делает упор на англо- и испаноязычные публикации, немецкоязычная издательская группа Random House со штаб-квартирой в Мюнхене остается в составе Bertelsmann. Этот шаг объясняется еще и тем, что, по сравнению с другими странами, книжный рынок Германии по-прежнему весьма стабилен — благодаря твердым ценам на книги, годовая выручка отрасли уже в течение многих лет составляет порядка 10 млрд евро.

Совсем иначе выглядит ситуация в Великобритании или США. С каждым годом интернет-магазины типа Amazon отбивают у местных книготорговцев все большее число клиентов. Победное шествие электронных книг только усугублинет положение отрасли. В связи с этим оба партнера — Bertelsmann и Pearson — надеются, что объединение сил поможет им лучше реагировать на эти вызовы и усилить инвестиции в новые бизнес-модели.