ЗАО Гражданские самолеты Сухого (ГСС, производитель самолетов Sukhoi Superjet) оказалось на грани дефолта, передает КомммерсантЪ.

По данным Ъ, объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ВЭБ обсуждают способы финансового оздоровления обремененного долгами ЗАО Гражданские самолеты Сухого (ГСС, производитель самолетов Sukhoi Superjet), рассказали изданию два источника, знакомые с ходом переговоров. В консультациях участвуют профильные министерства.

«Проблему надо решать до конца года, иначе ГСС придется объявлять дефолт по кредитам», — объяснил изданию один из источников.
ГСС уже сейчас находится в состоянии, близком к дефолтному, — кредиторская задолженность компании на начало года достигла $2,1 млрд (из них $300 млн — перед связанными сторонами), отмечает источник.
Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед банками WestLB и ВТБ. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.
В 2012 году ЗАО ГСС продало 12 самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), в 2013 году планируется продать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году — $198 млн, убыток — более $111 млн. 71,99% и 3% акций ЗАО ГСС принадлежат входящим в ОАК ОАО Сухой и ОКБ Сухой, 25% плюс 1 акция — World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).
Оно владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% — у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. У ОАК 87% акций ОАО Сухой, остальное — у Росимущества.
Для расплаты с остальными кредиторами ГСС планирует выпустить облигации на $0,6-1 млрд под госгарантии. Но при этом компания просит дополнительной поддержки государства на программу SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG.
Речь идет примерно о 10,7 млрд руб. Есть вариант дополнительной субсидии для ГСС со стороны ВЭБа на сумму порядка 15 млрд руб. Эти средства, по словам собеседника Ъ, можно выручить от продажи ВЭБом 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые ВЭБ купил в 2007 году у ВТБ. По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68,6 млрд руб, то есть речь может идти о продаже лишь части пакета.
Отметим, что региональный лайнер Superjet является первым самолетом, разработанным и выпущенным в России, а не в СССР. В 2012 году ГСС удалось продать 12 самолетов Sukhoi Superjet. В 2013 году планируется продать 27 машин. Убыток компании по международным стандартам отчетности в 2012 году составил $111 млн.
Ранее сообщалось, что российские авиакомпании, которые потратили средства на приобретение Sukhoi Superjet 100, будут получать субсидии до 1 млрд рублей в год.
Примечательно, что цена одного Superjet равняется около $35 млн, или чуть более миллиарда рублей. Ранее российские СМИ уже сообщали о неисправностях на самолетах Superjet Аэрофлота, а компания Якутия в прошлом месяце отправила один из своих лайнеров на доработку производителю.
Правительство РФ уже заявляло о готовности предоставить льготные условия и для зарубежных покупателей. Например, в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что Россия может предоставить иностранным перевозчикам кредиты на закупку техники на общую сумму в $2,5 млрд.