Польское госагентство по развитию промышленности (ARP), которое является миноритарным акционером Гданьской судоверфи, заблокировало принятие программы докапитализации завода. Глава ведомства Войцех Домбровский говорит, что мажоритарный акционер судоверфи — структуры Сергея Таруты — не предоставил финотчетность, план развития предприятия и данные об использовании полученных 555 млн злотых ($164,7 млн) на реструктуризацию завода.

Гданьская судоверфь — одно из крупнейших судостроительных предприятий Польши, специализирующееся на строительстве автомобиле- и контейнеровозов, а также стальных конструкций и башен для ветроэнергетики. Владельцем 75,01% предприятия является Gdansk Shipyard Group (GSG), конечным бенефициаром которой считается Сергей Тарута, еще 24,99% принадлежит ARP, пишет «Коммерсант-Украина».

В ARP считают, что мажоритарный владелец оказывает на них давление. Компания не предоставляет документы, рассчитывая, что план оздоровления будет принят без оценки агентством финансовой ситуации на судоверфи. В ARP подчеркивают, что неоднократно обращались к мажоритарию судоверфи, но так и не получили необходимых документов. В агентстве ожидают, что получат их до 8 августа, когда будет проведено очередное собрание акционеров.

Глава набсовета Gdansk Shipyard Group Александр Пилипенко опровергает претензии ARP.

«Мы передавали все необходимые документы минимум пять раз. Сообщения агентства противоречивы, две недели назад они обвиняли нас в задержке принятия плана докапитализации, теперь же сами заблокировали этот процесс»,— отметил Пилипенко.

По его мнению, это ARP затягивает процесс принятия плана оздоровления предприятия. Единственный документ, который компания не предоставила ведомству,— это аудированный финансовый отчет судоверфи, уточнил пресс-секретарь GSG Яцек Ленски. По его словам, сделать это компания не может, так как сейчас EY осуществляет ее аудит.

Управляющий партнер польской ИК Capital One Advisers Марцин Душински сомневается, что ARP могло бы специально блокировать принятие документа.

«Если это окажется так, в Польше разгорится настоящий скандал. Не исключено, что верфь не сможет показать, на что были распределены средства, поэтому и не подает аудированную отчетность»,— отмечает эксперт.

Для компании крайне важно принятие плана оздоровления, который предусматривает привлечение 80 млн злотых ($23,73 млн) — ровно столько составляет чистый долг компании. Весной этого года акционеры верфи пытались решить проблемы компании самостоятельно. Представители Сергея Таруты подписали с ARP договор, согласно которому компания обязалась инвестировать в предприятие 80 млн злотых ($24,08 млн). Но из этой суммы компания инвестировала только 15 млн злотых ($4,45 млн).

«Польские судостроители сейчас испытывают кризис, и Гданьская верфь не исключение,— отмечает Марцин Душински.— Понятно, что в условиях, когда судоверфи практически не имеют заказов, у украинских бизнесменов также немного желания финансировать предприятие».

Еще 100 млн злотых ($30,1 млн) верфь рассчитывала получить от продажи части активов — земли и оборудования. Но продать удалось совсем небольшую часть имущества — 14 млн злотых ($4,1 млн). «Украинские акционеры решили пойти легким путем и продать эти активы, но они сегодня не представляют особого интереса для инвесторов»,— говорит старший партнер польской юридической фирмы Marek Czernis & Co. Марек Чернис. Яцек Ленски утверждает, что ARP обязалось помочь в поиске покупателей на активы, но в какой-то момент ведомство перестало этим заниматься.

Над судоверфью нависла реальная угроза банкротства — в конце июня инжиниринговая компания Biprostal подала к ней иск в Окружной суд Гданьска. Компания требовала признать верфь банкротом в связи с невыплатой долга за оказанные услуги на 900 тыс. злотых ($266,7 тыс.). Господин Пилипенко утверждает, что вопрос задолженности с Biprostal уже урегулирован. Получить комментарии Biprostal пока не удалось.