На иск Евросоюза, требующего от России соблюдать правила ВТО, российские власти дали ассиметричный ответ в виде программы субсидирования автокредитования. Для потребителя это означает, что цены на машины местной сборки вырастут, зато на покупку автомобиля из утвержденного правительством списка будут давать кредит под 10% годовых.

Утилизационный сбор, введенный в России в сентябре 2012 года, должен уплачиваться при импорте и новых, и подержанных автомобилей. Российские производители вместо уплаты сбора предоставляют властям гарантию безопасной утилизации транспортных средств в будущем. К их числу относятся и предприятия зарубежных автокомпаний на территории страны. Такая схема позволяет возместить потери бюджета из-за снижения импортных пошлин на транспортные средства с 30% до 25%. Европейские власти считают такую меру неприемлемой и идущей вразрез с базовыми правилами ВТО, пишет «Коммерсант».

В мае законопроект, обязывающий платить утилизационный сбор российских производителей, был внесен в Госдуму, однако законом пока не стал. Вероятно, понимая, что под пошлину придется подвести всех автопроизводителей, власти решили помочь внутреннему автопрому с другой стороны. С 1 июля 2013 года в России действует госпрограмма субсидирования процентной ставки по автокредитам. Новая программа льготного кредитования рассчитана на приобретение автомобилей ценой до 700 тыс. руб. Льготная ставка распространяется на отечественные машины и недорогие иномарки как российского производства, так и импортируемые (членство в ВТО обязывает), при этом, прогнозируют эксперты, наибольшим спросом будут пользоваться иномарки отечественной сборки.

Аналогичная программа, действовавшая с 2009 по 2012 год, способствовала существенному росту продаж автомобилей. Так, к концу 2011 года было выдано 263 тыс. кредитов против ожидаемых 200 тыс., и по количеству проданных новых машин страна заняла второе место в Европе. С учетом инфляции и обновления модельного ряда ценовую планку в нынешней программе подняли на 100 тыс. руб.

Возобновленная программа льготного автокредитования должна работать до конца 2014 года. Заемщику необходимо будет заплатить первоначальный взнос и выбрать модель из утвержденного правительством списка, который обещают обнародовать в ближайшее время. Размер скидки по кредитному договору составит две трети ставки рефинансирования Банка России. На данный момент это означает, что государство уменьшает ставку по автокредиту на 5,5%. Всего на эти цели из бюджета выделяется 13 млрд руб.

Представители российских банков решение правительства горячо поддерживают и считают возобновление госпрограммы шагом очень своевременным.

«В прошлый раз программа доказала свою эффективность, в соответствии с ней продавался примерно каждый пятый кредитный автомобиль,— говорит начальник управления автокредитования департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Алексей Токарев.— Сегодня потребители также ждут скидок и ударных кредитных предложений. Я считаю, что с запуском программы Минпромторга автопроизводители вместе с банками смогут кардинально усилить совместные федеральные проекты и обеспечить уровень кредитных ставок, действующих в Европе и США».

«Сбербанк» уже объявил, что участвует в госпрограмме субсидирования автокредитования в Татарстане. Банк предлагает приобрести в кредит машины отечественного производства не дороже 595 тыс. руб. по ставке 7-9% годовых. Первый взнос по кредиту сроком до трех лет составляет 15% стоимости автомобиля.

О намерении присоединиться к программе субсидирования ставок объявили Росбанк и ВТБ 24.

«Текущее снижение темпов продаж на рынке автокредитов происходит по большей части в сегменте бюджетных автомобилей стоимостью до 500 тыс. руб.,— отмечает исполняющий обязанности председателя правления Росбанка Игорь Антонов.— Поэтому возобновление программы льготного автокредитования будет способствовать улучшению ситуации на рынке».

Напомним, ЕС во вторник, 16 июля намерен подать в суд Всемирной торговой организации иск против России по поводу утилизационного сбора на автомобили. 

Евросоюз заявлял, что начнет разбирательство в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) против утилизационного сбора на автомобили в России, если вопрос не будет решен к 1 июля текущего года. 

В опубликованном в марте в ежегодном докладе Евросоюза о торговых и инвестиционных барьерах было заявлено, что Россия вошла в число стран, которые с помощью протекционистских мер препятствуют развитию европейских компаний.
Позже глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков отвечая на вопрос о том, насколько введение утилизационного сбора для автомобилей соответствует принципам и нормам свободной торговли в рамках ВТО заявил, что Россия намерена отстаивать перед странами ВТО легитимность введенного утилизационного сбора на импортные автомобили.