Из-за ограничения рекламы алкоголя в традиционных СМИ социальные интернет-ресурсы становятся основным каналом продвижения таких брендов. Чтобы сохранить эту площадку, индустрии необходим кодекс саморегулирования, заявили представители Европейского форума, выступающего за социально ответственное потребление алкоголя (EFRD), которые вместе с коллегами из США разрабатывали рекомендации. Организации не сообщили, какие именно производители согласились принять нормы кодекса, вступающего в силу 30 сентября.

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook обновила правила размещения рекламы на своей площадке в мае текущего года, разрешив продвижение ранее запрещенных товаров и услуг — табака, алкоголя, бензина, огнестрельного оружия и азартных игр. Обновленные правила также позволяют купить таргетированную рекламу для пользователей Facebook любого возраста, хотя раньше рекламодатели не могли проводить кампании, нацеленные на подписчиков социальной сети младше 18 лет.

Новый кодекс рекомендует производителям алкоголя запретить доступ на свои странички в социальных сетях и блогах, а также к мобильным приложениям, для всех пользователей младше 18 лет, и отслеживать соблюдение этого запрета. Компаниям рекомендуется регулярно мониторить контент, публикуемый пользователями на брендовых страничках, при необходимости удаляя его. Также алкогольные бренды должны размещать рекламу только на сайтах, где более 71,6% потенциальной аудитории составляют совершеннолетние.

Напомним, что в ряде стран, включая США и Великобританию, возраст легальной покупки и употребления алкоголя составляет 21 год. По данным исследовательской компании Nielsen на август, более 80% аудитории Facebook, Twitter и YouTube в США старше 21 года.

Однако, в отличие от интернет-магазинов, где возраст можно проверить по банковской карте, в соцсетях такая верификация затруднена. Пользователь может при регистрации завысить свой реальный возраст, а бренд будет использовать при размещении рекламы именно эту информацию о дате рождения. Впоследствии аккаунт может быть заблокирован при появлении у администрации подозрений в завышении истинного возраста. В то же время, подписка на публичные страницы алкогольных брендов в Facebook действительно только для пользователей, в данных аккаунта которых зафиксирован возраст старше 18 лет.

Предположительно, поводом к разработке кодекса стало объявление о расширении стратегического партнерства одного из крупнейших производителей алкоголя Diageo с Facebook. Многомиллионный договор между компаниями подразумевает «беспрецедентный уровень интеграции, совместного бизнес-планирования и экспериментов», отмечается в релизе производителя.

По данным Diageo, в результате продвижения на Facebook компании удалось увеличить продажи пяти ключевых напитков в США на 20%. Общее число подписчиков страниц алкогольных брендов Diageo выросло с 3,5 миллиона до 12 миллионов за год, а Smirnoff стал наиболее популярным алкогольным брендом на Facebook. Предполагается, что новое соглашение позволит Diageo активнее продвигаться на быстрорастущих рынках, включая Бразилию и Сингапур, а «Facebook предоставит Diageo расширенные метрики эффективности продвижения основных брендов».

Примечательно, что Diageo входит в ассоциацию EFRD, инициировавшую принятие кодекса.

Эксперты опасаются, что в результате расширения такого партнерства рекламу алкоголя от Diageo увидят миллионы несовершеннолетних пользователей Facebook. «У Facebook нет механизма, позволяющего оградить детей от такой рекламы, если они солгали при регистрации о своем возрасте», — заявили газете The Daily Mail представители Британской медицинской ассоциации.

Хотя на Facebook официально можно заводить аккаунт с 13 лет, из 20 миллионов несовершеннолетних, которые активно пользовались соцсетью в прошлом году, 7,5 миллиона не достигли даже этого возраста, свидетельствует исследование авторитетного американского журнала для потребителей Consumer Reports. Более того, по данным отчета, пять миллионов из них оказались детьми младше 10 лет, а их аккаунты практически не отслеживались родителями.

РИА Новости, Алина Гайнуллина