В первоначальной заявке на IPO, поданной в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, Groupon опубликовал предварительную оценку своей капитализации в 9,8 миллиарда долларов. Однако аналитики прогнозировали, что Groupon будет оценен по результатам IPO в сумму от 15 до 25 миллиардов долларов. Оценка стоимости компании в 3-5 миллиардов долларов может оказаться ниже суммы в 6 миллиардов долларов, за которую сервис в прошлом году предлагала купить интернет-компания Google. Представители Groupon отказались комментировать мнение аналитиков.

Оценка компании, а, следовательно, и сумма, которую планирует привлечь Groupon, может быть снижена для повышения инвестиционной привлекательности, считает эксперт из IPOX Schuster LLC Джозеф Шустер (Josef Schuster). «Интерес потенциальных инвесторов снижается по мере откладывания IPO», — считает он. Кроме того, не способствуют привлекательности компании претензии регуляторов рынка и уход двух операционных директоров в течение полугода.

Одна из основных претензий регуляторов связана с использованием Groupon в финотчетности показателя скорректированной консолидированной сегментированной операционной прибыли (ACSOI), который исключает ряд существенных расходов и вводит в заблуждение инвесторов относительно прибыльности компании.

Компания уже отложила IPO, изначально запланированное на середину сентября. Охлаждение интереса инвесторов к покупке доли в Groupon может вынудить сервис и дальше откладывать размещение на бирже, сократить объем предлагаемых акций или ценовой диапазон, либо предпринять эти меры в комплексе, считает партнер инвестфонда Jacob Internet Fund Райан Джейкоб (Ryan Jacob).

Компания пока не смогла убедить инвесторов в перспективах своей бизнес-модели, считает представитель фонда Permanent Portfolio Funds Майкл Каггино (Michael Caggino). В прошлом месяце сервис предупредил потенциальных инвесторов о риске убыточности, отмечая, что его прибыльность находится в прямой зависимости от числа подписчиков и компаний-партнеров, а работает он на рынке с крайне высокой конкуренцией. Инвесторы также высказывают опасения, что Groupon не сможет сократить расходы на маркетинг и выйти на прибыльный уровень в будущем.

В 2010 году компания потратила 241,5 миллиона долларов на привлечение 48,8 миллиона подписчиков, или 4,95 доллара в расчете на одного клиента. В первой половине 2011 года привлечение 65,1 миллиона подписчиков обошлось Groupon в 345,1 миллиона долларов, или в 5,3 доллара на каждого. Это беспокоит инвесторов, озабоченных ростом подобных расходов в долгосрочной перспективе, считает партнер юридической фирмы BraunHagey & Borden LLP Марк Фикс (Mark Fickes).

Фактором, работающим против успеха IPO Groupon, является и общий пессимистичный настрой рынка первичных размещений, считает аналитик из Thrivent Asset Management Майкл Бингер (Michael Binger). По его мнению, Groupon совершил ошибку, отклонив предложение Google в декабре.

Согласно данным компании, основанной в 2008 году, выручка Groupon в 2009 году составила лишь 30 миллионов долларов, в 2010-м выросла до 713 миллионов, а за первый квартал текущего года оборот Groupon составил 644 миллиона долларов.

РИА Новости, Алина Гайнуллина