Сами с усами

В России сформировался мощный локальный интернет-рынок, на котором местные сервисы не уступают, а зачастую превосходят всемирно известные онлайн-продукты от компаний Google, Yahoo, Microsoft и пр. Доля «Яндекса» на рынке поисковых систем – 54% (по данным компании Openstat за август 2011 года), Google – 37%. В мире (и на большинстве локальных рынков) доля Google находится на уровне 90%.

Месячная аудитория крупнейшей социальной сети Facebook в России составляет 4,5 миллиона (данные Social Bakers), что в пять раз меньше, чем у «Вконтакте» (23 миллиона по данным сервиса LiveInternet). Популярность других российских соцсетей также выше – у «Одноклассников» 18 миллионов пользователей (по данным LiveInternet), у «Мой.мир» — 18 миллионов (по данным TNS Web Index).

Примеров можно привести множество. В России фактически «не пошли» такие гранты, как MSN, Yahoo, eBay и многие другие. Зарубежные сервисы, тем не менее, постепенно отвоевывают российский рынок, и благодаря этому российские компании получили новый стимул к развитию — им есть, с кем конкурировать, и у кого учиться.

Однако остается еще ряд ниш в рунете, в которых еще не сформировался лидер — ни местный, ни зарубежный. В первую очередь, это касается мультимедийных сервисов — в России пока не удалось создать удачную платформу для продажи легальной музыки и фильмов по выгодной цене. Для сравнения — месяц использования видеосервиса Netflix стоит восемь долларов (около 240 рублей), в то время как один новый фильм на российских площадках может обойтись в 200 рублей. В США Netflix уже обошел по популярности пиратские сервисы и генерирует около четверти всего интернет-трафика в стране.

Мобильный интернет

Серьезное отставание наблюдается и на мобильном рынке. Месячная аудитория пользователей мобильного интернета в России составляет лишь 1,5 миллиона человек (данные Openstat за август 2011 года). В США таких пользователей 93,7 миллиона. В то же время, как отмечает Openstat, мобильная аудитория в России по сравнению с августом 2010 года выросла сразу в два раза (в 2010 году рост составил лишь 57%). При этом по доле смартфонов по сравнению с бюджетным телефонами Россия отстает в меньшей степени. В России смартфоны занимают 18% рынка, в США — 35%. Мобильным пользователям для того, чтобы выйти в интернет, необязательно нужны продвинутые устройства — достаточно дать им быстрый мобильный интернет по приемлемой цене.

Это можно проиллюстрировать на примере статистики Openstat. Аналитики компании утверждают, что бурный рост мобильной аудитории в России начался с августа 2010 года. Напомним, что за месяц до этого, в июле 2010 года «большая тройка» российских мобильных операторов ввели условно-безлимитные тарифы на мобильный интернет. Если качество мобильного интернета в России будет расти, а его цена — падать, стоит ожидать дальнейшего роста количества пользователей этой услуги.

Интернет и государство

Еще более печально выглядят государственные интернет-проекты. Пример — фактически провалившаяся федеральная целевая программа «Электронная Россия», попытка ввести электронный документооборот между различными ведомствами и облегчить гражданам общение с государством при помощи интернета. Эта программа длится с 2002 года, на нее было потрачено около 21 миллиарда рублей, а планировалось — 77 миллиардов. При этом инициаторам программы так и не удалось создать единую платформу для электронного взаимодействия между ведомствами. Это признала в апреле 2011 года и сама Минкомсвязь.

«Проблемы с интернетом» есть и у российского образования. В 2007 году было заявлено, что доступ в сеть получили 100% школ России, но в мае 2010 года выяснилось, что на самом деле их — 90%. Тогда президент РФ Дмитрий Медведев приказал губернаторам регионов в обязательном порядке решить проблему — во многих субъектах интернет могли «отрубить» из-за нехватки средств. Также в сентябре 2011 года президент поручил организовать во всех вузах страны бесплатные Wi-Fi-сети.

СМИ и социальные сети в России

Тем не менее, «негосударственный» российский интернет продолжает активно развиваться, и, прежде всего, бурно растут интернет-сервисы, социальные сети и онлайн-СМИ. По оценке компании «Яндекс» за второй квартал 2011 года, в России 46,5 миллиона пользователей интернета. При этом, по оценке журнала «Интернет в цифрах», онлайн-СМИ в России ежемесячно читает более 40 миллионов пользователей. Суммарная аудитория социальных сетей в России в августе 2011-го по оценке компании J’Son & Partners Consulting составила 43 миллиона. Таким образом, почти каждый российский пользователь интернета пользуется продуктами этих двух отраслей.

Наблюдается и постепенное слияние СМИ и социальных сетей. В январе 2011 года наглядным примером этой тенденции стала история со взрывом в аэропорту «Домодедово». Сообщение о теракте появилось в социальных сетях (в частности, в Twitter) оперативнее, чем в СМИ.

Что в будущем? Рунету предстоит решить ряд серьезных проблем, препятствующих развитию. Мультимедийные сервисы не смогут расти, пока на рынке не сформируется устойчивая модель взаимоотношения с правообладателями, которая устроила бы как авторов, так и потребителей. Мобильный рынок не сможет двигаться без решения инфраструктурных проблем — пока у пользователей не появится доступ к качественным и доступным услугам, их не удастся привлечь даже самыми интересными проектами в мобильном интернете. Наконец, работе с интернетом предстоит «обучить» и государство — только благодаря этому сеть станет доступна максимальному числу россиян.

 Digit.ru, Илья Илембитов